| 
    
    
    
    
    
 
    
    
     
  
    
    
    
    
    
    Учебные курсы
    
    Федеральное агентство по образованию РФ Утверждено Учебно-методической комиссией  географического факультета ИГУ  1 сентября 2006 г.  Председатель комиссии Аргучинцева А.В. Программа дисциплины ГСЭ.В.1 «Охрана окружающей среды и заповедное дело»Специальность 013400 – природопользование Всего часов — 96 в том числе лекционных — 32 практических — 16 Программа составлена:  доц. Е. А. Зилов (Иркутский государственный университет) I.  Организационно-методический разделЦель курса. Целью курса является не усвоение максимально большого объема информации, а осознание основных принципов охраны природы, ознакомление с главными проблемами охраны природы на данном этапе истории человечества, установление своего места в возможном решении этих проблем. Задачи курса: Помочь студентам прийти к выводу, что изучать проблемы окружающей среды – интересно, увлекательно и актуально для жизни. Изложить студентам ключевые концепции и принципы, управляющие природными процессами, ознакомить их с возможными решениями проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Продемонстрировать студентам взаимосвязанность проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов, необходимость их осознания и решения на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Реалистично, но обнадеживающе довести до студентов то, что уже сделано и что надлежит сделать по поддержанию устойчивого развития Земли. Показать то, что могут сделать сами студенты для охраны природы. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс должен дать студентам базовые сведения о природопользовании, охране природы, ознакомить студентов с широтой спектра проблем охраны природы и необходимости их решения на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны знать основные принципы охраны природы, главные этапы развития экологического кризиса, его причины и источники, теоретические основы охраны природы, главные направления практической реализации принципов охраны природы, четко представлять концепцию устойчивого развития и необходимые для ее осуществления меры.  II. Содержание курсаВведение. Cвязь учения об охране природы с другими научными дисциплинами (биологическими, географическими, геологическими, социальными, медицинскими). История становления учения об охране природы. Основные термины и положения дисциплины.  Население, ресурсы, деградация окружающей среды, загрязнение. Рост численности населения. Ресурсы и деградация окружающей среды. Загрязнение. Соотношение между населением, использованием ресурсов, технологией, деградацией окружающей среды и загрязнением. Что следует сделать? Неомальтузианцы и корнукопианцы. Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Сообщества охотников и собирателей. Земледельческие общества. Индустриальное общество: промышленная революция. Технологическая революция. Информационная революция. Возможные сценарии будущего. Динамика народонаселения. Рождаемость, смертность и изменения численности населения. Фертильность. Возрастная структура населения. Богатые и бедные нации. Демографический взрыв. Демографический переход.  Регулирование численности населения. Регулирование численности населения через экономическое развитие, планирование семьи, социально-экономические изменения. Примеры для разных стран. Глобальная политика по проблеме народонаселения. Распределение населения: урбанизация и связанные с ней проблемы. Урбанизация и рост городов. Примеры роста и развития городов. Проблемы окружающей среды и ресурсов урбанизированных территорий. Городской транспорт. Планирование и контроль городского землепользования. Как сделать городские территории более устойчивыми и пригодными для жизни. Почвенные ресурсы. Компоненты, типы и свойства почв. Почвенная эрозия. Охрана почв. Загрязнение почвы. Выпахивание, перевыпас, сведение лесов, орошение, засоление, опустынивание.  Водные ресурсы. Восстановление и использование водных ресурсов. Проблемы водных ресурсов. Возвратное и безвозвратное потребление воды. Эвтрофирование. Загрязнение вод: источники, предотвращение, борьба с ним. Управление водными ресурсами.  Загрязнение атмосферы. История проблемы. Загрязнители. Источники загрязнения. Проблема кислотных дождей, трансграничный перенос, диоксины, пестициды, озоновая проблема, парниковый эффект, глобальное потепление. Пищевые ресурсы. Мировые сельскохозяйственные системы: как производится продовольствие? Основные продовольственные проблемы мира. Способы увеличения мирового производства продовольствия. Увеличение уловов и разведение рыбы. Рентабельное производство продуктов питания, предоставление продовольственной помощи и распределение земли между бедняками. Устойчивое сельскохозяйственное производство. Достоинства и недостатки пестицидов. Земельные ресурсы: леса, пастбища, парки, территории дикой природы. Леса: типы, распространение и значение. Обезлесение в тропиках и кризис с древесным топливом. Управление и охрана лесов. Пастбища. Парки и их использование.  Ресурсы растительности и животного мира. Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений. Как истощаются и исчезают виды. Управление рыбным хозяйством. Заповедное дело. Охрана дикой природы. Охрана диких видов от исчезновения. Управление дикой природой. Заповедные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Возобновимые и вечные энергетические ресурсы: солнце, ветер, вода и биомасса. Сбережение. Повышение энергоэффективности: лучший результат при меньших затратах. Ядерная энергетика. Использование прямой солнечной энергии для производства тепла и электричества. Вторичная солнечная энергия: выработка электричества силой падающей и текущей воды, за счет тепла, накапливаемого водой, за счет энергии ветра, за счет биомассы. Водород, как возможный заменитель нефти. Разработка глобальной энергетической стратегии. Отходы как источник энергии и ресурсов.  Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы- Дайте определения устойчивости, экологических гарантий, компромиссов. Гарантируют ли современные взаимоотношений человечества с природой устойчивое развитие? 
 - Почему природоохранному движению необходим научный метод? 
 - Поддерживаете ли Вы проведение политики снижения прироста населения и скорейшей стабилизации численности населения на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях? Мотивируйте ответ. 
 - Согласны Вы или нет со следующим положением: высокий уровень использования ресурсов в развитых странах есть явление благотворное? Мотивируйте ответ. 
 - Согласны Вы или нет со следующим положением: более развитые страны стимулируют экономический рост менее развитых стран, покупая у них сырье? 
 - Согласны Вы или нет со следующим положением: высокий уровень использования ресурсов стимулирует развитие экономики и в самих индустриальных странах? 
 - Согласны Вы или нет со следующим положением: экономический рост развитых стран дает средства для увеличения финансовой помощи развивающимся странам и для снижения уровня загрязнения? 
 - Каковы основные ресурсные и экологические проблемы в Вашем городе? В области? В стране? В мире? 
 - Нередко встречаются утверждения вроде «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету. Мы пока живы, и шум по поводу охраны природы – лишний». Есть ли в этом утверждении рациональные зерна, слабые стороны? 
 - Как истоки наших природоохранных проблем восходят к первобытному обществу? 
 - Не лучше было бы для нас, если бы перехода к земледелию не произошло, и мы бы оставались охотниками и собирателями? 
 - Считаете ли Вы, что смена культуры и переход к сберегающему природу обществу, возможен в ближайшие 50-75 лет? 
 - Почему мы не можем использовать что-либо полностью и почему всегда остаются отходы? 
 - Почему увеличение массы дерева при его росте не противоречит закону сохранения вещества? 
 - Что такое принцип повышения эффективности? 
 - Почему использование электроэнергии для обеспечения бытовых потребностей ведет к большим потерям энергии? 
 - Роль зеленых растений в экосистемах. 
 - Роль животных в экосистемах. 
 - Роль редуцентов в экосистемах. 
 - Почему килограмм говядины дороже килограмма хлеба? 
 - Сколько видов должна содержать «минимальная» экосистема? 
 - Что может произойти с экосистемой при изменении одного из абиотических или биотических факторов? 
 - Океаны — саморегулирующиеся системы, удаленные от населенных территорий. Почему бы их не использовать для захоронения радиоактивных и других отходов? 
 - Почему эстуарии и заболоченные территории считаются одними из самых ценных экосистем земного шара? 
 - Почему в экосистеме один плюс один не обязательно равняется двум? 
 - Кто лучше приспособлен к изменениям окружающей среды: бактерии, мухи, крысы, люди? 
 - Почему монокультурная агроэкосистема более чувствительна к внешним воздействиям, чем более сложная природная система? С другой стороны, сложная экосистема мангровых зарослей более чувствительна, чем простая экосистема очистного пруда. Объясните. 
 - Согласны ли Вы, что большинство переживших мировую ядерную войну будут завидовать мертвым? Почему? Хотели бы Вы быть одним из выживших? Почему? 
 - Можно ли уничтожить цивилизацию на Земле? 
 - Можно ли уничтожить жизнь на Земле? 
 - Верите ли Вы, что генетическая инженерия будет широко использоваться? Какие ограничения, если необходимы таковые, надо на нее наложить? Почему? 
 - Следует ли контролировать рост населения в мире? 
 - Может ли рост численности населения обострять экологические проблемы, не являясь их причиной? Приведите, хотя бы, три примера. 
 - Почему низкий статус женщины является важным фактором повышения фертильности и бедности? 
 - Почему Китай оказался успешнее Индии в сокращении темпов роста населения? 
 - Где бы Вы предпочли жить: в деловой части большого города; в пригороде; в маленьком городке; в сельской местности? Почему? 
 - Какие жизненно важные ресурсы в месте Вашего проживания наиболее подвержены нарушениям или разрушению? 
 - Пользу или вред, по Вашему мнению, приносит отправка голодающим продовольствия? 
 - Следует ли существенно увеличивать равновозрастные лесные фермы за счет разновозрастных? Почему? 
 - Считаете ли Вы, что имеют право на существование следующие виды: анофелес (малярийный комар); непальские тигры, убивающие в среднем по 20 человек в год; бактерии, вызывающие инфекционные заболевания; крысы, разносящие инфекцию и конкурирующие с человеком за пищу; гремучие змеи, от яда которых ежегодно гибнут люди? Аргументируйте. 
 - Вы «за» или «против» спортивной охоты и рыбалки? Аргументируйте. 
 - Каким образом индивидуум может экономить энергию дома и на транспорте? 
 - Можно ли получать большую часть необходимого электричества за счет строительства гидроэлектростанций? 
 - Можно ли получать большую часть необходимого электричества за счет строительства электростанций, сжигающих дрова, мусор, другую биомассу? 
 
 Перечень примерных тем курсовых работ- Перенаселен ли мир? Имеет ли место перепотребление природных ресурсов? 
 - Африка: континент в состоянии кризиса. 
 - Основные преимущества и недостатки применения минеральных удобрений для восстановления и поддержания плодородия почвы. 
 - Выращивание растений без почвы. Недостатки и преимущества. 
 - Положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ. 
 - Положительные и отрицательные последствия парникового эффекта. 
 - Основные преимущества и недостатки: трудоемкого мелкотоварного сельского хозяйства; энергоемкого индустриального сельского хозяйства; устойчивого сельскохозяйственного производства. 
 - Преимущества и недостатки приоритетного развития сельских районов в развивающихся странах. 
 - Временная задержка ответа экосистемы на воздействие. 
 - Основные лимитирующие факторы разных экосистем (пустыня, открытое море, тундра, дно глубокого озера, наземный ярус тропического леса). 
 - Основные преимущества и недостатки развитого индустриального общества. 
 - Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы? 
 - Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия? 
 - Как можно регулировать численность находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений? 
 - Как деградирует почва под влиянием засоления, заболачивания и опасных химических веществ. 
 - Почва как биокосное тело. Виды эрозии почв. Факторы эрозии почв. 
 - Пестициды и биологические методы борьбы с вредителями. 
 
 Примерный перечень вопросов для семинарских занятий1. История взаимодействия общества и природы - Экологические проблемы общества охотников 
 - Экологические проблемы общества раннего земледелия 
 - Экологические проблемы общества развитого сельского хозяйства 
 - Экологические проблемы индустриального общества 
 - Современное состояние взаимодействия общества и природы 
 
 2. Составляющие экологического кризиса - Радиоактивное загрязнение 
 - Радон и связанные с ним проблемы 
 - Загрязнение атмосферы 
 - Кислотные дожди 
 - Проблемы озонового слоя 
 - Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия 
 - Парниковый эффект 
 - Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий 
 - Возможность управления климатическими изменениями 
 
 3. Социально-экономические проблемы современности - Проблема роста населения и изменения его качества 
 - Проблема бедности и неэквивалентности распределения 
 - Социально-экономические проблемы устойчивого развития 
 - Проблема экономического роста 
 - Проблема экологизации хозяйства и его отраслевой структуры. 
 
 4. Ресурсные проблемы современности - Основные типы ресурсов, как происходят их истощение и деградация 
 - Возможности исчерпания природных ресурсов 
 - Состояние возобновляемых ресурсов 
 - Проблемы использования природных ресурсов 
 - Пищевые ресурсы 
 - Земельные ресурсы 
 - Лесные ресурсы 
 - Энергетические ресурсы 
 
 5. Биоразнообразие, его сохранение, заповедное дело - Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы? Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия? 
 - Проблема сохранения биоразнообразия 
 - Особо охраняемые территории. Заповедники, национальные парки, заказники 
 
 6. Обзор современных природоохранных проблем  - Проблемы загрязнения окружающей среды и использования новых химических веществ 
 - Основные природоохранные и ресурсные проблемы текущих годов и проблемы ближайшего будущего 
 - Сформулировать некоторые общие причины возникновения важнейших проблем современности 
 
 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу- Как быстро увеличивается население? 
 - Каковы основные типы ресурсов, как происходят их истощение и деградация? 
 - Каковы основные типы загрязнений? 
 - Каковы соотношения между численностью населения, использованием ресурсов, технологией, деградацией окружающей среды и загрязнением? 
 - Как влияли ранние и развитые общества охотников и собирателей на окружающую среду? 
 - Пути воздействия на природу первых земледельческих общин, современного сельского хозяйства? 
 - Как современное индустриальное общество влияет на природу и взаимодействует с ней? 
 - Основные природоохранные и ресурсные проблемы текущих годов и проблемы ближайшего будущего. 
 - Какими способами можно сократить потери энергии? 
 - Что такое экосистема и каковы ее основные компоненты? 
 - Что происходит с энергией в экосистемах? 
 - Что происходит с веществом в экосистемах? 
 - Каковы роли разных организмов в экосистемах? 
 - Почему в разных районах земного шара различные климатические условия? 
 - Основные типы наземных биомов. 
 - Основные типы водных биомов. 
 - Что такое лимитирующие факторы? 
 - Какие основные негативные последствия оказывает изменение окружающей среды на организмы, популяции, сообщества и экосистемы? 
 - Как могут популяции изменяться и приспосабливаться к влиянию природных и природно-антропогенных факторов? 
 - Как сообщества и экосистемы адаптируются к слабому и сильному природному и природно-антропогенному воздействию? 
 - Каковы основные виды влияния человеческой деятельности на популяции, сообщества, экосистемы? 
 - Как влияют на численность населения коэффициенты рождаемости, смертности и миграция? 
 - Как влияет на численность населения среднее количество детей у женщин в репродуктивном возрасте? 
 - Как влияет на численность населения процентное соотношение мужчин и женщин в каждой возрастной группе? 
 - Как население мира распределено между сельскими, урбанизированными и гиперурбанизированными территориями? 
 - Какие факторы определяют развитие городов? 
 - Основные преимущества и проблемы, связанные с жизнью в городах? 
 - Как можно сделать города более благоприятными для жизни и более устойчивыми? 
 - Как деградирует почва под влиянием засоления, заболачивания и опасных химических веществ. 
 - Почва как биокосное тело. Виды эрозии почв. Факторы эрозии почв. 
 - Каковы доступные запасы пресной воды и какая их часть используется? 
 - Что нужно предпринять, чтобы увеличить запасы воды и сократить нерациональные потери? 
 - Эвтрофирование: причины, последствия, методы борьбы. 
 - Какие продовольственные проблемы стоят перед миром? 
 - Может ли и как способствовать решению продовольственных проблем повышение уловов рыбы и интенсификация аквакультуры? 
 - Глобальное потепление: причины, возможные последствия, методы предотвращения. 
 - Почему сведение тропических лесов и нехватка древесного топлива относятся к двум наиболее серьезным ресурсно-экологическим проблемам? 
 - Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы? 
 - Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия? 
 - Как можно регулировать численность находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений? 
 - В чем преимущества и недостатки повышения эффективности энергозатрат? 
 - В чем преимущества и недостатки улавливания и частичного использования прямой солнечной энергии? 
 - В чем преимущества и недостатки вторичной солнечной энергии падающей и текущей воды для выработки электроэнергии? 
 - В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии нагретой воды? 
 - В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии ветра в электроэнергию? 
 - В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии биомассы? 
 - В чем преимущества и недостатки использования водорода для выработки электроэнергии, отопления зданий и на транспорте вместо нефтепродуктов? 
 - Использование ядерной энергетики: перспективы и проблемы. 
 - Принципиальное отличие экологической ниши, занимаемой человеком, от других. 
 - Устойчиво ли взаимоотношение человека с природой? Результаты его. Могут ли люди расширить пределы этой устойчивости? 
 
 III. Распределение часов по темам и видам работ№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего  (час.) | Аудиторные занятия (час) | Самостоя- тельная работа | 
|---|
 | Лекции | семинары | 
|---|
 | 1.  | Введение | 1 | 1 | - | - |  | 2.  | Население, ресурсы, деградация окружающей среды, загрязнение | 12 | 4 | 4 | 4 |  | 3.  | Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов | 10 | 4 | 4 | 2 |  | 4.  | Изменения в популяциях, сообществах и экосистемах | 10 | 4 | 0 | 6 |  | 5.  | Заповедное дело | 16 | 4 | 0 | 12 |  | 6.  | Динамика народонаселения | 2 | 1 | 0 | 1 |  | 7.  | Регулирование численности населения | 4 | 1 | 1 | 2 |  | 8.  | Распределение населения: урбанизация и связанные с ней проблемы | 4 | 1 | 1 | 2 |  | 9.  | Почвенные ресурсы | 3 | 1 | 0 | 2 |  | 10.  | Водные ресурсы | 6 | 3 | 0 | 3 |  | 11.  | Загрязнение атмосферы | 6 | 2 | 1 | 3 |  | 12.  | Пищевые ресурсы | 6 | 2 | 1 | 3 |  | 13.  | Земельные ресурсы: леса, пастбища, парки, территории дикой природы | 4 | 1 | 1 | 2 |  | 14.  | Ресурсы растительности и животного мира | 6 | 1 | 2 | 3 |  | 15.  | Возобновимые и вечные энергетические ресурсы: солнце, ветер, вода и биомасса. Сбережение | 6 | 2 | 1 | 3 |  | Итого |    | 96 | 32 | 16 | 48 |  
 IV. Форма итогового контроляЗачет V. Учебно-методическое обеспечение курсаОсновная литература- Акимова Т. А. Экология: Человек – Экономика – Биота - Среда / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин; учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 566 с. 
 - Баландин Р. К. Цивилизация против природы: Что происходит с погодой и климатом? – М.: Вече, 2004. – 384 с. 
 - Банников А. Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А. Г. Банников, А. А. Вакулин, А. К. Рустамов; учебник для вузов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1999. – 304 с. 
 - Бережной С. А. Экология / С. А. Бережной, В. В. Романов, Ю. И. Седов; учебное пособие. – 2–е изд., перераб. и доп. – Тверь: ТГТУ, 1998. – 204 с. 
 - Бродский А. К. Краткий курс общей экологии / А. К. Бродский; учебное пособие. – СПб.:ДЕАН, 1999. – 224 с. 
 - Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1. Глобальные проблемы / К. Я. Кондратьев, В. К. Донченко. – СПб, 1999. – 1032 с. 
 - Коробкин В. Т. Экология / В. Т. Коробкин, Л. В. Передельский; учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с. 
 - Лавров С. Б. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с. 
 - Мировая энергетика и переход к устойчивому развитию / Л. С. Беляев, О. В. Марченко, С. П. Филиппов, С. В. Соломин, Т. Б. Степанова, А. Л. Кокорин; Под ред. В. И. Зоркальцева. – Новосибирск: Наука, 2000. – 269 с. 
 - Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560 с. 
 - Общая экология: Учебник для вузов / Автор-составитель А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с. 
 - Охрана окружающей среды: Учебник для вузов / Автор-составитель А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 559 с. 
 
 Дополнительная литература- Богдановский Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский; учебное пособие. – М.: Изд–во МГУ, 1994. – 237 с. 
 - Будыко М. И. Глобальная экология / М. И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. – 328 с. 
 - Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения / В. И. Вернадский. – 2–е изд. – М.: Наука, 1987. – 340 с. 
 - Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987. – 182 с. 
 - Гирусов Э. В. Система «общество – природа» / Э. В. Гирусов. – М.: Изд–во МГУ, 1976. – 162 с. 
 - Глазовский Н. Ф. Взаимодействие природы и общества / Н. Ф. Глазовский // Изв. АН СССР. Сер. географич. – 1988. – № 1. – С. 38–48. 
 - Горелов А. А. Экология / А. А. Горелов; учебное пособие. – М.: Центр, 1998. – 240 с. 
 - Горский Ю. Жизнь или смерть цивилизации: Модель, прогноз, роль интеллекта и информации / Ю. Горский, В. Лавшук. - Иркутск: ИВ, 1994. – 32 с. 
 - Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. – Кишинев: Молд. Сов. Энцикл., 1989. – 408 с. 
 - Заславский Е. М. Введение в теорию биокосных систем / Е. М. Заславский. – М.: Ин–т Географии РАН, 1995. – 68 с. 
 - Карташев А. Г. Введение в экологию / А. Г. Карташев; учебное пособие. – Томск: Изд–во «Водолей», 1998. – 384 с. 
 - Кобозев И. В. Этот трудный путь в ноосферу / И. В. Кобозев, Н. В. Парахин, Э. Э. Темирсултанов. – М.: МИФИ, 1995. – 187 с. 
 - Миллер Т. Жизнь в окружающей среде / Т. Миллер; Под ред. Г. А. Ягодина; Пер. с англ. Б. А. Алексеева и др.; В 3 т. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – Т. 1. - 256 с. 
 - Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. / Т. Миллер; Под ред. Г. А. Ягодина; Пер. с англ. Б. А. Алексеева и др. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – Т. 2. - 336 с. 
 - Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1987. – 298 с. 
 - Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 352 с Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика / Н. Н. Моисеев. - М.: Молодая гвардия, 1988. – 254 с. 
 - Небел Б. Наука об окружающей среде / Б. Небел; Пер. с англ. М. В. Зубкова, Д. А. Петелина, Т. И. Тарасовой; В 2-х т. – М.: Мир, 1993. – Т. 1. – 424 с. 
 - Небел Б. Наука об окружающей среде: В 2-х т. / Б. Небел; Пер. с англ. М. В. Зубкова, Д. А. Петелина, Т. И. Тарасовой, Н. О. Фоминой. – М.: Мир, 1993. – Т. 2. – 330 с. 
 - Одум Ю. Экология / Ю. Одум; Под ред. В. Е. Соколова; Пер. с англ. Ю. М. Фролова; В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мир, 1986. – 328 с. 
 - Окружающая среда: Энциклопедический словарь–справочник: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 640 с. 
 - Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы / К. М. Петров; Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб: Химия, 1998. – 352 с. 
 - Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу / Ф. Рамад; Пер. с фр. Ю И. Ляхина, А. Г. Попова, А. И. Смирнова; Под ред. Л. Т. Матвеева. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 544 с. 
 - Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь–справочник / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с. 
 - Реймерс Н. Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. - М.: Россия молодая, 1994. – 367 с. 
 - Соколов Б. С. Биосфера: понятие, структура, эволюция / Б. С. Соколов // В. И. Вернадский и современность. – М.: Наука, 1986. – С. 98–122. 
 - Степановских А. С. Общая экология / А. С. Степановских. – Курган: Зауралье, 1992. – 512 с. 
 - Сытник К. М. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справочное пособие / К. М. Сытник, А. В. Брайон, А. В. Гордецкий; Под ред. К. М. Сытника. – Киев: Наукова думка, 1987. – 524 с. 
 - Урсул А. Д. Перспективы экоразвития / А. Д. Урсул. – М.: Наука, 1990. – 272 с. 
 - Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества / А. Д. Урсул. – М.: Луч, 1993. – 275 с. 
 
 Для подготовленных студентов- Cook E. The flow of energy in an industrial society / E. Cook // Scientific American. – 1971. – Vol. 224, N 3. – P. 134-144. 
 - Dorst J. Avant que nature meure / J. Dorst. – Paris: Delachaux et Niestle ed., 1965. – 424 p. 
 - Hubbert M. K. The energy resources of the earth / M. K. Hubbert // Scientific American. – 1971. – Vol. 224, N 3. – P. 61-70. 
 - Understanding and solving environmental problems in the 21st century / R. Costanza, S. E. Jørgensen. – Amsterdam: Elsevier, 2002. – 324 p. 
 - von Weitzsäcker E. U. Factor Four. Doubling Wealth – Halving Resource Use / E. U. von Weitzsäcker, A. B. Lovins, L. H. Lovins. – London: Earthscan Publ. Ltd., 1997. – 224 p. 
 
 Программу составил: Е. А. Зилов, доц. (Иркутский государственный университет) Рецензенты: В. В. Дрюккер, проф. (Лимнологический институт СО РАН), В. Я. Кузеванов, доц. (Ботанический сад Иркутского государственного университета) 
    
    
    
     
    
     |